Светлый дизайн   Темный дизайн  [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · Вход]  

Загрузка...
Страница 1 из 11
Модератор форума: Лёлька, Phanatic_Sound 
Форум » Культурная страничка » Культура » этно-музыка (истоки и основоположники)
этно-музыка
mistДата: Среда, 22.05.2013, 15:19 | Сообщение # 1
Гуру
Группа: Активные трансеры
Сообщений: 2245
Награды: 81
Репутация: 1183
Замечания: 0%
Статус: Offline
World music (мировая музыка) – так во всем мире принято называть этническую музыку. Это понятие гораздо шире, чем «фольклор». Общим для музыкантов, работающих в данной области, можно считать одно: стремление выйти за рамки усредненной международной популярной музыки и европейской музыкальной традиции вообще. Основа этнической музыки – подлинное (аутентичное) звучание народных инструментов, использование подлинных записей фольклорных исполнителей.
Не стоит причислять к этнике попытки некоторых поп-музыкантов осовременить фольклор и передать всю магию его звучания компьютерными сэмплами. Механические звуки никогда не смогут передать стоящий за этнической музыкой ценностный мир. Одним из самых активных пропагандистов мировой музыки стал бывший вокалист группы Genesis Питер Габриел. Именно он с единомышленниками устроил первый в мире фестиваль этнической музыки в Лондоне WOMAD (Мир музыки, искусств и танца). На сегодняшний день этот фестиваль является центральным событием в этнической музыке. Помимо WOMAD существуют фестивали, посвященные отдельным направлениям этнической музыки. Главные праздники реггей – ямайские фестивали Reggae Sunsplash и Reggae Sumfest. Кельтской музыке посвящен лондонский фестиваль Fleadh. В России проводится фестиваль Ethnolife, который по своей концепции ближе к фестивалю WOMAD, хотя и имеет свои особенности.
Этническая музыка, в свою очередь, подразделяется на целый ряд направлений. Наиболее известным широкому кругу слушателей является этно-поп: кубинские танцы румба, мамбо и ча-ча-ча. Тринидадский стиль калипсо, бразильские самба и басанова. Во второй половине 70-х гг. весь мир заворожил ямайский рэггей, а в 1989 году – афро-бразильская ламбада. Некоторые стили, в основном, карибские и латиноамериканские, превратились в сознании мировой аудитории в отдельные направления. Ска и реггей даже стали интернациональными, причем, реггей присутствует как особая категория в списках популярности большинства стран и в номинации на премию «Грэмми». Древнейший слой музыкальной культуры – это обрядовая, ритуальная музыка. Понимание музыки не как развлечения, но как таинства стало особенно близко рок-музыкантам. Синтез «мировой музыки» и рок-музыки называют этно-рок или world beat. Это, пожалуй, наиболее массовое движение в этнической музыке. Целью этого направления стало создание особого эмоционального настроения (экстаза, транса) для общения с добрыми духами высшего мира и темными силами мира низшего. Оказалось, что только фольклор способен виртуозно воздействовать на человека. И это воздействие гораздо успешнее аналогичных попыток психоделики.
Одним из самых известных музыкантов этого направления является Карлос Сантана. Основатель афро-латинского рока уже более 30 лет пользуется неизменной популярностью во всем мире. В этно-роке, восходящем к европейскому музыкальному фольклору, наиболее популярна кельтская музыка, которая в последнее время приобретает все больше приверженцев, в том числе и в России. Легенды о «кельтской цивилизации», основанной не на насилии и подчинении, а на волшебной мудрости друидов, позволил многим найти в кельтской музыке утраченные идеалы гармоничного и духовного общества. Самой известной группой, играющей кельтскую музыку, является Chieftains (Вожди). Не меньший интерес представляют группы, работающие в направлении ethnic fusion («этническое слияние») и world fusion («мировое слияние»). К ethnic fusion относятся Enigma, Dead Can Dance, Deep Forest, Cusco, Art of Noise и некоторые другие. Представителей этого стиля привлекает созерцательное (медитативное) начало. Ритм отступает перед мелодией, а мелодия растворяется в прозрачной гармонии. Свое вдохновение они черпают у народов высокоразвитых цивилизаций, приверженных традициям буддизма и индуизма.
Разновидность ethnic fusion – ethno-tribal или ethno-techno – электронная танцевальная музыка, в которой присутствуют фрагменты древнейшей ритуальной музыки. Примечательно, что древние песнопения идеально вписываются в модную среди электронных музыкантов эстетику минимализма, когда бесконечное повторение нескольких скупых тактов с небольшими вариациями вызывает состояние транса. Совершенно иначе звучит world fusion – синтез джаза и «мировой музыки», в котором на первый план выходит импровизация, порождает диссонансы и синкопирование (сбивание) ритма. Джазовых музыкантов привлекают в данном стиле широкие возможности для музыкальных экспериментов. Этническая музыка особенно популярна в молодежной культуре как выражение приверженности всему подлинному, естественному в противовес массовой культуре и шоу-бизнесу. Приверженцы этники выступают за сохранение многообразия, за ценность всего индивидуального и неповторимого, за то, чтобы у каждого человека была возможность выбирать собственный путь.
«Крестными отцами современной этно-электроники» по праву называют участников проекта Transglobal Underground. История, а точнее – предыстория группы, началась со знакомства двух молодых и неравнодушных к экспериментальной музыке англичан – Тима Уэлана и Хамида Манту. В 1980 году они собрали свою первую команду The Furniture (Мебель), игравшую модный тогда new wave с джазовым оттенком. В 1986-м их песня Brilliant Mind стала большим хитом в Великобритании, а в 1987-м «мебельщикам» была поручена важная и почетная миссия – представлять английскую поп-музыку в глобальном турне по странам соцлагеря и Ближнего Востока.
В ходе этих гастролей, проходивших под эгидой Британского Совета, Тим и Хамид побывали в Египте, Иордании, Румынии, Чехословакии, Югославии, Венгрии и других не избалованных выступлениями западных рок-групп странах. Реакция тамошней публики была очень бурной: в Каире после концерта The Furniture прозападные студенты устроили форменный бунт, случились уличные волнения и в Бухаресте (за год до падения режима Чаушеску).
Вояж по столь экзотическим для британцев странам произвел в головах Уэлана и Манту (который, впрочем, тогда носил вполне англосаксонское имя Гамильтон Ли) поистине революционные изменения – они заболели этно-музыкой. Заболели настолько серьезно, что в 1991 году отыграли прощальный концерт на фестивале в Рединге, распустили The Furniture и основали музыкальную формацию Transglobal Underground, которая и сделала их имена по-настоящему известными.
Третья «группообразующая» участница Transglobal Underground – ситаристка Шима Мухерджи. Шима родом из Индии, из уважаемой музыкальной семьи. Ее дядя – один из величайших индийских классических музыкантов, ситарист Пандит Нихил Банерджи. Надо ли говорить, что Шима была его любимой и самой усердной ученицей. Усердие принесло плоды. Еще в совсем юном возрасте Шима принимала участие в европейских гастролях Пандита Нихила Банерджи, о чем свидетельствуют концертные записи мастера, доступные на CD. Ныне Шима Мухерджи живет в Англии и является самой востребованной ситаристкой Туманного Альбиона. Она записывалась с известной группой Cornershop, с той же Наташей Атлас, регулярно выступает с наипопулярнейшим английским джазовым саксофонистом Кортни Пайном, преподает игру на ситаре и т.д. С 1998 года Шима – постоянная участница конгломерата Transglobal Underground.
Подробно описывать достижения TGU, наверное, не имеет особого смысла – они у всех на слуху. Напомним, что именно эти люди первыми скрестили ориентальную этнику с прогрессивной электроникой, задав моду на Восток на десять лет вперед; что это они начали пропагандировать индийскую музыку bhangra задолго до появления Panjabi MC; что в записи первого альбома Transglobal Underground принимали участие музыканты, вскоре создавшие группу Fun’Da’Mental, а на разогреве у TGU неоднократно выступали Asian Dub Foundation; что это им мир обязан знакомством с этно-дивой Наташей Атлас – Уэлан и Манту сначала пригласили ее петь в TGU, а затем убедили начать сольную карьеру, спродюсировав два первых Наташиных сольных альбома и поучаствовав в качестве музыкантов в записи всех последующих; что они объездили с концертами весь земной шар, от Болгарии до Австралии, от Шри-Ланки до США; что они делали ремиксы куче артистов самых разных стилей и направлений: от алжирской эстрадной суперзвезды Халеда до американского первопроходца easy listening Леса Бакстера; что они принимали участие не только в дэнс-, но и в рок-проектах мирового уровня (Тим Уэлан, скажем, играл на клавишах на альбоме Джимми Пейджа и Роберта Планта Walking Into Clarksdale); и прочая, и прочая, и прочая.
Каждое выступление TGU – это, прежде всего, путешествие. Путешествие во времени и в пространстве, познавательное путешествие в экзотические страны и, одновременно, психоделическое путешествие внутрь себя. Transglobal Underground – это утонченный микс из Востока и Запада, хип-хопа и арабской эстрады, раггамафина и бхангры. Сейчас такое практикуют многие. Но TGU, как ни крути, были первыми. И, пожалуй, остались лучшими.



Abyssus abyssum invocat

  
 
DыmokДата: Понедельник, 27.05.2013, 01:05 | Сообщение # 2
Зашедший
Группа: Пользователи
Сообщений: 64
Награды: 5
Репутация: 33
Замечания: 0%
Статус: Offline
Спасибо!
Очень интересная и познавательная статья.
Единственное,с чем позволю себе поспорить,так это вот с этим утверждением:
Цитата
Это понятие гораздо шире, чем «фольклор».

Фольклор на мой взгляд гораздо шире,потому как включает в себя не только народную музыку,но и мифы,легенды,сказки,предания,традиции. Вот еслиб Вы сказали вместо "фольклор" "народная музыка" тут было бы всё правильно: мировая музыка полюбому шире народной ;-)
Но это в общем-то мелочи. А так статья очень хорошая. Автору огромный респект!

  
 
mistДата: Понедельник, 27.05.2013, 09:47 | Сообщение # 3
Гуру
Группа: Активные трансеры
Сообщений: 2245
Награды: 81
Репутация: 1183
Замечания: 0%
Статус: Offline
Dыmok, согласен с Вами. Звучит не совсем корректно. Фольклорное наследие как явление культуры действительно гораздо шире, чем отдельное направление музыки, пусть и такое масштабное, как World music. Я не являюсь автором этой статьи в полном смысле этого слова. Она скомпонована из разных источников. Своего рода литературный микс. Видимо, истинный автор (к сожалению, не знаю, кто это) рассматривал понятие "фолк" исходя из музыкального контекста. В таком случае, при внесении этого уточнения, все становится на свои места. Фолк-музыка как понятие действительно несколько уже, чем World music. Рад, что материал вызвал интерес у Вас.


Abyssus abyssum invocat

  
 
2WFДата: Понедельник, 27.05.2013, 20:58 | Сообщение # 4
Зашедший
Группа: Активные трансеры
Сообщений: 165
Награды: 15
Репутация: 60
Замечания: 0%
Статус: Offline
Deep Forest "Boheme" - получил Grammy в 1996. Самое пронзительное произведение из услышанных мной в этом жанре.

ANDROMEDIA
Плотность магнетара составляет более ста миллионов тонн на кубический сантиметр.


Сообщение отредактировал 2WF - Понедельник, 27.05.2013, 21:42

  
 
DыmokДата: Четверг, 30.05.2013, 00:28 | Сообщение # 5
Зашедший
Группа: Пользователи
Сообщений: 64
Награды: 5
Репутация: 33
Замечания: 0%
Статус: Offline
mist, абсолютно согласен!
Если рассматривать фолк как жанр музыки,то в таком случае всё верно. Наверное так и имелось ввиду. Эта фраза наверняка из зарубежной статьи взята?

  
 
mistДата: Вторник, 04.06.2013, 22:50 | Сообщение # 6
Гуру
Группа: Активные трансеры
Сообщений: 2245
Награды: 81
Репутация: 1183
Замечания: 0%
Статус: Offline
2WF, согласен полностью по поводу "балканского" альбома. Французы настолько многообразны, что начиная с "африканской" эпопеи приковали к себе внимание. С ними можно путешествовать, не выходя из дома.


Abyssus abyssum invocat

  
 
2WFДата: Среда, 05.06.2013, 16:53 | Сообщение # 7
Зашедший
Группа: Активные трансеры
Сообщений: 165
Награды: 15
Репутация: 60
Замечания: 0%
Статус: Offline
Да, Богема бесподобна.
У них был ещё сайдпроект Dao Dezi с одним альбомом, который окончательно убедил меня в уникальности музыкального взгляда этой формации.


ANDROMEDIA
Плотность магнетара составляет более ста миллионов тонн на кубический сантиметр.

  
 
transerДата: Вторник, 11.06.2013, 15:08 | Сообщение # 8
///Космический Странник\\\
Группа: UploaderS
Сообщений: 613
Награды: 142
Репутация: 1580
Замечания: 0%
Статус: Offline
Dao Dezi был хорош . в свое время часто его слушал

Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение.




Только во тьме свет, только в молчании слово.


  
 
2WFДата: Вторник, 11.06.2013, 21:56 | Сообщение # 9
Зашедший
Группа: Активные трансеры
Сообщений: 165
Награды: 15
Репутация: 60
Замечания: 0%
Статус: Offline
В девяностых я на нём тоже очень плотно сидел. Всё время думал, что альбом основан на обработке монгольских(!) песен. И лишь много лет спустя узнал, что это были композиции, спетые на бретонском диалекте северной Франции, испытав, как говорится, настоящий разрыв шаблона. Вот так французы, известные своей тягой к экзотичному фольклору, принесли своеобразную дань своей родине.

ANDROMEDIA
Плотность магнетара составляет более ста миллионов тонн на кубический сантиметр.


Сообщение отредактировал 2WF - Вторник, 11.06.2013, 21:58

  
 
Форум » Культурная страничка » Культура » этно-музыка (истоки и основоположники)
Страница 1 из 11
Поиск: